Галерея лепидоптерологов России
Эдуард Менетрие Николай Ершов Николай Романов Алексей Куренцов Юрий Коршунов
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Юрий Петрович Коршунов
(1933 - 2002)


Ю.П.Коршунов (Juri Korshunov) родился 22 сентября 1933 г. в д. Черноречка (в настоящее время - часть г. Искитима). С трёхмесячного возраста жил в Новосибирске. Первые наблюдения за насекомыми начались с раннего детства. Участки у домов на ул. Крылова были большими, просторными, много зелени, цветов. Бабочки, стрекозы и другая мелкая живность летала и ползала по улицам, как по лесным просекам.

Семилетний Юра был любознательным и наблюдательным мальчиком. На солнечной стороне у стены дома появились первые садки для насекомых. Неглубокая ямка в земле, прикрытая осколком стекла, служила "вольером" для бабочек. Банки использовались для наблюдения за ящерицами и лягушками. Самое первое руководство по насекомым - книга с картинками Жан-Анри Фабра, которую принёс из библиотеки отец.

В 1945 г. Ю.П. окончил 31-ю начальную школу с похвальной грамотой. Затем продолжил учёбу в мужской школе N° 4. По дороге в школу обращал внимание на поведение птиц; стены домов обследовались в поисках куколок, чаще попадались куколки крапивницы, подросток разглядывал их, а потом следил, как из них выходят бабочки. В домашней "лаборатории" появился подаренный родителями маленький микроскоп "Пионер", с его помощью началось познание нового, таинственного мира. Коршунов читает книги Пржевальского, Козлова, Роборовского, о русских исследователях Африки и Азии, о Миклухо-Маклае, смотрит фильмы про путешественников.

В 1946 г. в школе к лету организуется небольшая туристическая группа во главе с учителем истории Павлом Ивановичем Зайцевым. В составе пяти человек Коршунов едет на Алтай. Поднимаясь по тропе долиной р. Элекмонар, группа повстречалась с едущими на лошадях ихтиологами Ф.И. Фовк и А.В. Куликовой. Так Юрий познакомился с сотрудниками только что организованного Сибирского филиала Академии наук, с которым позже оказалась связанной вся его жизнь.

В 1947 г. на базе Областной станции юных техников и натуралистов организовалось юношеское географическое общество "Сибирь", которое возглавил известный новосибирский краевед, географ по образованию Семён Аронович Стром. Сюда мальчишкой Юрий приходил на занятия. Занимался он также в Западносибирском филиале АН СССР у К.Т. Юрлова, И.Н. Глотова, в Областном краеведческом музее у Бориса Сергеевича Семёнова, которого считал своим старшим другом. В музее Коршунов познакомился а Анатолием Евгеньевичем Штанделем. Физико-химик по образованию, Штандель увлечённо занимался бабочками, имел большую коллекцию, хорошо знал этот предмет, от него Ю.П. Коршунов получил первые уроки. Занятия стали регулярными и во многом определили путь ЮПК в науке.

Летом 1948 года из школьников Новосибирска и области была сформирована Межрайонная восточная экспедиция по Салаиру. Этот поход описан С.А. Стромом в брошюре "32 дня в походе" (Новосибирск, 1949). В июне 1949 поход по возвышенности Сокур, в июле - на Алтай к Каракольским озёрам. В 1950-м - Салаир и долина Оби до Барнаула, в 1951-м - Южное Приобье, в 1952-м - Алтай, Телецкое озеро, оттуда на плотах до Бийска. В 1952 г. на Алтай Юрий Коршунов едет уже студентом биофака Томского университета, работает на территории Алтайского заповедника, в р-не Телецкого озера.

В Томском ун-те ЮПК много времени проводил в библиотеке, штудировал "Известия Томского университета", читал статьи на самые разные темы, не только по чешуекрылым. Зимой проводил наблюдения над птицами, производил их учёт и подкормку в ботаническом саду. Его избирают председателем Областной секции туризма и альпинизма при Доме ученых. В 1953 г. планировалась новая поездка на Алтай, но для Ю.П. Коршунова этот год был трагическим. В д. Кисловка, где он проходил университетскую практику, его укусил клещ. Молодой парень долго лежал в больнице, излечиваясь от клещевого энцефалита. Болезнь не прошла бесследно, ее осложнения мучили учёного всю оставшуюся жизнь, мешали работе и творчеству. Именно из-за нее Ю.П. ушёл из жизни так рано.

Когда Юрий лечился от энцефалита, А.Е. Штандель, который к тому времени переехал в Харьков, предложил ему перевестись в тамошний университет на кафедру энтомологии, к проф. Сергею Ивановичу Медведеву. ЮПК соглашается и переезжает в Харьков. Туда Коршунов приехал до начала занятий, начались экскурсии со Штанделем по окрестностям города. Юрий также собирал гербарий для зачёта по ботанике. А позже было много экскурсий со Штанделем по берегам Северского Донца под Чугуевым, около Мерефы, Покотиловки и в других местах. Продолжались занятия по систематике с Анатолием Евгеньевичем - в дополнение к большому практикуму на кафедре.

В феврале 1954 г. вместе со Штанделем Юрий едет в Москву, где побывал в музее Н.Н. Плавильщикова, познакомился со знаменитой коллекцией бабочек А.В. Цветаева (ныне хранится в Зоологическом музее МГУ). Тогда же состоялось несколько встреч с А.А. Яхонтовым. По совету Яхонтова Коршунов решил посвятить себя изучению дневных чешуекрылых. Этой же зимой Коршунов впервые посетил Зоологический институт Академии наук СССР в Ленинграде. Здесь познакомился с Б.Н. Шванвичем, А.А. Штакельбергом и другими известными учеными.

По окончании 3-го курса в мае 1954 г. вся группа во главе с Д.С. Шапиро отправилась на практику в Крымский з-к им. Куйбышева. Жили на кордоне Хыр-Алан, ловили насекомых в долине р. Альмы, на Чатыр-Даге, Яйле и на г. Роман-Кош. В заповеднике Юрий планомерно и активно собирал материал по булавоусым чешуекрылым. После в заповедник приехала московская экспедиция во главе с Георгием Александровичем Мазохиным-Поршняковым. С этой экспедицией были связаны все последующие дни в Крыму, а потом в Закавказье (насекомых собирали вдоль всего побережья Чёрного моря, в окрестностях Батуми и Тбилиси, на озере Севан и около г. Эчмиадзин, д. Ахамсалу). Экспедиция в целом была секретной - основной её целью был отлов насекомых на свет разных ламп, главным образом ультрафиолетовых.

В апреле 1955 г. Юрий Коршунов был командирован в Тростянецкий р-н Сумской области на борьбу со свекловичным долгоносиком. 17 мая он возвращается в Харьков, а с 22 мая уже в Алуште завершает дипломную работу. С перерывом на военные сборы он работает в Крыму до середины сентября. Далее - последний курс университета. Зимой 1956 г. на зимних каникулах Коршунов побывал в Западносибирском филиале АН СССР и договорился о работе. Дипломная работа была посвящена булавоусым чешуекрылым Крыма. К лету из Харькова он возвращается в Новосибирск.

С летнего сезона 1956 г. начинаются экспедиции в различные пункты Новосибирской обл. Проводилось изучение фауны в береговой зоне водохранилища Новосибирской ГЭС и в приобских борах от Нового Шарапа до Усть-Алеуса и от Ерестной до Шайдурова в Шипуновском лесничестве Сузунского лесхоза, восточнее - в бассейнах рр. Берди и Ини. На севере области сборы проводились в бассейне р. Баксы от Пихтовки до Усть-Тая, западнее - в Северной Барабе под Новодубровкой, Зоновым, Кайлами, в окрестностях ряда пунктов Венгеровского р-на. Большие сборы были сделаны под Новосибирском - в строящемся Академгородке и на полях Экспериментального хоз-ва СО АН СССР в районе бывшей заимки Каинской, а также на возвышенности Сокур под д. Ача (восточнее Болотного), в Буготакских сопках в окрестностях п. Горный и д. Усть-Каменка. В этом регионе были выявлены новые для данной местности виды чешуекрылых: Pyrgus serratulae, Parapieris callidice, Colias heos, Clossiana angarensis, Boloria aquilonaris, Lampides boeticus, Cupido osiris, Aricia nicias, Macroglossum stellatarum, Oeneis jutta.

В течение последующих 30 "академических" лет экспедиционные маршруты Ю.П. Коршунова пролегали от Ямала и Полярного Урала до границы с Монголией. В составе экспедиций он побывал в заповедниках - "Столбы" под Красноярском и Алтайском, в Западном Саяне и Кузнецком Алатау, в Хакасии, в Забайкалье (близ Улан-Удэ). Экспедиционные наблюдения и материалы позволили ему составить достаточно цельную зоогеографическую картину мира сибирских насекомых, в первую очередь дневных бабочек.

У ЮПК была подготовлена кандидатская диссертация по булавоусым чешуекрылым Хакасии, которая осталась незащищенной из-за научной щепетильности - он хотел, чтобы работа подобного рода была близка к идеалу, а в то время Сибирь была обловлена по его мнению слишком "точечно". Однако, так и не обретя научной степени, Ю.П. Коршунов по своему научному уровню и подготовке, имея несколько монографий и многочисленные статьи, описав около 90 новых таксонов, по праву считался ведущим специалистом по булавоусым чешуекрылым не только в регионе и стране, но и во всём мире. Он опубликовал более 160 научных работ.

Летом 1982 г. Ю.П. Коршунов совершил свою последнюю экспедиционную поездку как руководитель - в восточную часть Новосибирской обл., в Буготакские сопки. Здесь были открыты новые места обитания многих чешуекрылых: Tongeia fischeri, Plebejidea cyane, реликтовые популяции Parapieris callidice, Parnassius apollo hesebolus. Позднее в печати Ю.П. предложил организовать в районе сопок заповедник и объявить их памятником природы. После 1986 г. Ю.П. Коршунов активного участия в экспедициях не принимал - не позволяло резко ухудшившееся здоровье.

Ю.П. был прекрасным популяризатором науки. В 71 газетной и журнальной статье он рассказывал об интересных людях прошлого, исследователях, путешественниках, об открытии новых видов бабочек, знакомил читателей с книжными новинками, с критикой той или иной публикации, ратовал за охрану редких насекомых и целых территорий. Он неоднократно выступал по радио и телевидению. Постоянно работал со школьниками и студентами, прививал молодежи любовь к природе и энтомологии. В более молодые годы он организовал у себя дома юннатский кружок, показывал детям слайды мест, где проходили экспедиции, молодые люди могли пользоваться обширной библиотекой Ю.П., общаться между собою, заниматься полезной работой. Люди разных возрастов, коллеги, друзья обращались к Ю.П. за консультацией, помощью или советом, и, несмотря на свою занятость и нередко плохое самочувствие, он находил время для каждого и помогал чем мог.

Ю.П. был очень добродушным и приветливым человеком, совершенно неизбалованным и непритязательным, с превосходным чувством юмора. Он жил очень скромно, тратя свою маленькую зарплату и пенсию на новую литературу по энтомологии, диски, картриджи и другие необходимые части компьютера, за которым работал в Музее. Он за короткое время овладел ЭВМ, компьютер помогал ему вести обширную переписку, писать и редактировать книги и статьи.

В последние два года Ю.П. работал над новым, значительно исправленным и дополненным изданием своего Определителя дневных бабочек Урала, Сибири и Дальнего Востока. Книга была полностью подготовлена к печати и должна выйти в свет в конце 2002 года под названием "Булавоусые чешуекрылые Северной Азии". Кроме того, он планировал издать книгу с описанием новых типов чешуекрылых, комментариев к ним с цветными иллюстрациями (её электронный вариант находится на персональном сайте Ю.П., после его смерти ставшим сайтом его памяти, а также, в соавторстве с С.Л. Николаевым, готовил статьи, в которых отражался новый взгляд на систематику чешуекрылых родов Oeneis и Erebia (Satyridae) с описанием новых таксонов. Эти работы появятся уже после смерти автора.

Последние 7 лет ЮПК не выходил из здания Института, он и жил в нём, ему было трудно добираться до дома, вся литература находилась на работе, там же стоял компьютер. Умер Юрий Петрович 1 августа 2002 за рабочим столом. Более подробные сведения о биографии Ю.П. Коршунова, полная библиография и тексты большинства его научно-популярных статей и неопубликованная монография находятся на сайте.

© Ивонин В.В., Николаев С.Л.


 

Главная | Книги | Рекорды | Классификация | Истории | Контакты