Галерея лепидоптерологов России
Эдуард Менетрие Николай Ершов Николай Романов Алексей Куренцов Юрий Коршунов
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЮЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ КОЛОСОВ
(1892 – 1943)


Ю.М.Колосов (Ju.M. Kolosov) родился 18 декабря 1892 года в Екатеринбурге в семье екатеринбургского педагога Михаила Антоновича Колосова. Маленький Юля занимался с отцом на дому и лишь в 1907 году поступил в 4 класс екатеринбургской гимназии. Примерно в это же время состоялось его знакомство со старейшим краеведом Урала, основателем Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ) Егором Онисимовичем Клером, преподававшем в гимназии французский язык. Заметив интерес мальчика к насекомым, Егор Онисимович сделал все, чтобы развить и закрепить его. Впоследствии Ю.М. не раз с благодарностью отзывался о Е.О. Клере как о первом наставнике и учителе.

Окончив в 1911 году гимназию, Юля Колосов осенью того же года сдает вступительные экзамены на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Уже на первом курсе энтомология была окончательно избрана им своей основной специальностью. Этому немало способствовала его работа в зоологическом кабинете под руководством тогда еще приват-доцента М.Н. Римского-Корсакова (впоследствии - зав. кафедрой зоологии и лесной энтомологии Ленинградской лесотехнической академии, почетный президент Всесоюзного энтомологического общества) и в Зоологическом музее АН у Г.Г. Якобсона, крупнейшего систематика-колеоптеролога.

В 1914-15 появляются первые печатные работы Колосова. Он намечен к оставлению в университете для подготовки к профессорскому званию. Однако в 1915 году за участие в студенческих антивоенных выступлениях Колосов арестован и выслан из Петрограда. Ему запрещено проживать в ряде областей России. Он продолжает учебу в Казанском университете, и успешно заканчивает его в 1917 году. В том же году Ю.М. навсегда переезжает в родной город - Екатеринбург.

Здесь он с головой погружается в работу. С 1920 года Ю.М. работает преподавателем, затем доцентом и, наконец, с 1924 года - профессором Уральского университета по кафедре энтомологии теоретической и прикладной. С преобразованием университета в политехнический институт, Ю.М. с 1926 по 1929 годы ведет тут курс лесной энтомологии, одновременно состоя энтомологом в областной малярийной станции при Санитарно-бактериологическом институте. С 1929 по 1931 годы работал на кафедре энтомологии Белорусской сельскохозяйственной академии в звании профессора. В 1931 он возвращается на работу в Бакинститут в Свердловске, где и работает до 1937, попутно с 1933 года возглавляя кафедру зоологии в Уральском горном институте и с 1935 года читая курс лекций в Свердловском медицинском институте.

Кроме преподавательской деятельности, Ю.М. ведет активную научную и краеведческую работу. С приездом в Екатеринбург он организует в УОЛЕ энтомологическое бюро, заведующим которого состоит с 1917 по 1929 гг. Бюро в составе 4-8 человек (их количество сильно колебалось) за 12 лет своего существования провело огромную работу по изучению энтомофауны Урала. Ими создана крупная коллекция насекомых Урала, хранящаяся сейчас в фондах Свердловского областного краеведческого музея. Это типовая коллекция большой научной ценности, в ней имелись экземпляры с этикетками К. Ратцебурга, Э.А. Эверсманна, А. Теплоухова, П. Спесивцева и др. В советское время коллекцию обрабатывали: А.Н. Кириченко (полужесткокрылые), А.С. Скориков (шмели, пчелиные), А.П. Семенов-Тян-Шанский (пилильщики, рогохвосты, осы), А.В. Шестаков (наездники), Г.Г. Якобсон (жесткокрылые), А.А. Штакельберг (двукрылые), Э.Ф. Мирам (прямокрылые), М.Д. Рузский и В.В Редикорцев (ложноскорпионы и муравьи), Н.Я. Кузнецов, С.С. Четвериков, Л. Шелюжко (чешуекрылые).

Небольшую коллекцию дальневосточных чешуекрылых в 1923 году обработал А.И. Куренцов, волею судеб на небольшой срок задержавшийся в Екатеринбурге. Бюро занималось вопросами выявления и борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства (сотрудниками бюро обследованы сотни гектаров лесов Урала), пропагандой энтомологических знаний и издавало свой журнал - "Известия энтомологического и фитопатологического бюро при УОЛЕ", в 9 выпусках которого помещены не только статьи и практические руководства по насекомым Урала, но и систематические сводки и работы Н.Н. Плавильщикова, Э.Ф. Мирам, А.Н. Рейхардта, Н.Я. Кузнецова, А.П. Семенова-Тян-Шанского и др. Бессменным редактором "Известий" был Ю. Колосов, он же вел огромную переписку бюро и "Известий", часть ее сохранилась до настоящего времени в Государственном архиве Свердловской области и позволяет судить о широте связей бюро. Необходимо добавить, что вся эта работа проходила на общественных началах.

Небольшой коллектив энтомологического бюро дал впоследствии двух специалистов с мировым именем. Это В.В. Попов - крупнейший специалист СССР по пчелиным, и Д.Е. Харитонов - в будущем профессор Пермского госуниверситета, основоположник российской арахнологии. Оба они начинали в Екатеринбурге в энтомологическом бюро при УОЛЕ, под руководством Ю.М. Колосова.

Первая половина двадцатых годов в Зауралье была отмечена периодическими вспышками численности саранчовых, причинявших огромный ущерб сельскому хозяйству. В 1923 году Колосов, как крупнейший специалист-энтомолог назначен заведующим отделом защиты растений при Уралнаркомземе. За короткое время, работая почти единолично, он в областном масштабе провел организацию противосаранчовых отрядов на местах и многое сделал для предварительной подготовки технического персонала, постоянно разъезжая с лекциями и написав брошюру о биологии вредителей. Немедленно вслед за этим Ю.М. был "переброшен на противомалярийный фронт" в Санитарно-бактериологический институт, где в 1925 г. по его инициативе была открыта малярийная станция, разросшаяся к 30-тым годам в Паразитологический отдел, заведовать которым Колосов стал с 1931 года. Им же были организованны противомалярийные станции в Кургане и Челябинске.

Несмотря на такое обилие должностей и черезвычайную занятость, Ю.М. к своим обязанностям относился весьма ответственно. За труды по изучению Уральского края Ю.М. был избран почетным членом всех уральских обществ краеведения, в том числе Челябинским и Курганским. С 1914 г. состоял действительным членом УОЛЕ и Русского энтомологического общества, с 1924 г. членом малярийной комиссии при ЗИНе, с 1923 г. членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения, и с 1937 года действительным членом МОИП. В знак уважения со стороны коллег, именем Колосова названо несколько видов насекомых: Banchus kolosovi Mejer, 1925 (Ichneumonidae); Pterostichus (Cryobius) kolosovi Lutschnik, 1928 (Carabidae); Carabus kolosovi Zinovjev, 1997 (Carabidae).

За период с 1914 по 1937 г. Колосовым (согласно составленному им самим жизнеописанию) опубликовано более 250 работ по вопросам систематики, биологии, зоогеографии, синонимике, библиографии и борьбе с вредителями. Печатался он как в русских так и в зарубежных периодических изданиях. Законченной библиографии работ Ю.М. при его жизни составлено не было. Нам удалось собрать и проверить на достоверность 134 ссылки на его публикации.

Подавляющее большинство работ Ю.М. посвящено энтомофауне Урала, причем наиболее полно отражена фауна и биология стрекоз, клопов, жуков (донаций, карапузиков, коровок, маек, короедов), двукрылых (комаров в особенности). По чешуекрылым насекомым материал представлен обширными фаунистическими списками. Кроме отдельных статей, данные об уральских насекомых объединены в цикл работ под общим названием "Материалы к познанию энтомофауны Среднего Урала" (вышло 16 сообщений с 1914 по 1934 гг.).

Из нескольких синонимических ревизий, проведенных Ю.М., наиважнейшей является его работа 1931 года, где он возвратил черному пихтовому усачу, одному из главнейших вредителей пихтовых лесов Сибири, его валидное название Monochamus urussovi (Fisch.), данное этому виду 125 лет назад Г. Фишером фон Вальдхеймом.

Большое количество статей Колосова посвящено энтомофауне различных мест России: бывшие Харьковская, Ново-Александрийская, Новгородская, Казанская, Вятская, Псковская, Ярославская губернии; север Тобольской губернии и Западная Сибирь. Его перу принадлежат две крупные библиографические сводки по насекомым бывшей Пермской губернии (до 1927 г.) и Белоруссии (до 1929 г.).

О личных качествах Ю.М. можно судить, основываясь на очень немногих источниках. Интеллигент, умница, свободно владел латинским, немецким и французскими языками, замечательный собеседник. По свидетельству слышавших его, незаурядный лектор, - согласно профессору Лесотехнического института Симону, "лекции Колосова в УПИ привлекали огромное количество народа, в том числе и студентов, далеких от энтомологии. Профессор Колосов умел украсить лекцию не только умело подобранным, интересным и новым материалом, но и манерой изложения, живостью и эмоциональностью речи". Ю.М. был максимально отзывчив по отношению к начинающим энтомологам и ко всем, кто нуждался в его знаниях, помощи, консультациях.

Человек высокой порядочности, фанатично преданный науке, Ю.М. очень болезненно воспринимал всякого рода недобросовестность в работах своих коллег. Особенно ополчался он против замалчивания приоритета тех или иных лиц, а энтомологи, в чьих работах он находил прямой плагиат, становились его личными врагами. Известность среди энтомологов конца двадцатых снискали его "Энтомологические паноптикумы", издававшиеся на средства автора тиражом в 300 экз. В них Колосов проявил себя как острый памфлетист в прозе и даже в стихах. Приведем здесь лишь эпиграф двухстраничного памфлета на одного из известных петербургских энтомологов того времени: - "Портрет готов, карандаши бросая, /За грубость мне прошу не делать сцен. / Когда свинью рисуешь у сарая, / На полотне не выйдет benne Helene". При этом рецензии Колосова, по словам Н.Н. Плавильщикова, "не имели себе прецендентов в рецензиях научного характера".

Прямой, нелицеприятный человек, Колосов далеко не всем приходился по вкусу. В марте 1937 года по анонимному доносу Ю.М. был арестован. По рассказам В.А. Батманова и Б.Ф. Белышева, они встречали Колосова в лагерях на Колыме. Известно упоминание о последнем письме Ю.М. Колосова домой из мест заключения, где он писал: "…здесь такая же морилка, как и та, в которой у меня гибли тысячи бедных насекомых!". Согласно справке Министерства внутренних дел, он погиб в 1943 году на одном из фронтов войны. Впоследствии, как и многие, реабилитирован посмертно.

С именем Ю.М. Колосова связан плодотворный период в изучении энтомофауны Среднего Урала. Не один исследователь ни до, ни после него, не внес столь крупного и разностороннего вклада в ее познание. Профессиональный энтомолог, профессор УрГУ, член МОИП Юлий Михайлович Колосов занимает достойное место в шеренге выдающихся зоологов Урала и Сибири.

Библиография работ о Ю.М.Колосове:
  • Баранчиков Ю.Н. Уральский энтомолог Ю.М.Колосов // Энтомологические исследования в Сибири. Вып. 3. - Красноярск: КФ РЭО, 2003.- С. 120-139.
  • Белышев Б.Ф. Стрекозы Сибири. Том.1, часть 1. - Новосибирск: Наука, 1973.- С. 153-154.
  • Исаев А.С., Рожков А.С., Киселев В.В. Черный пихтовый усач. Новосибирск: Наука, 1988.- с. 7-8.
  • Ольшванг В.Н. Ю.М.Колосов и энтомологические исследования на Урале // Успехи энтомологии на Урале. - Екатеринбург: УрО РЭО, 1997.- С. 14-19.

© Баранчиков Ю.Н. baranchikov@forest.akadem.ru


     

Главная | Книги | Рекорды | Классификация | Истории | Контакты