Галерея лепидоптерологов России
Эдуард Менетрие Николай Ершов Николай Романов Алексей Куренцов Юрий Коршунов
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ НИКОЛАЕВ
25.12.1954


С.Л.Николаев (Serge Nikolaev) из автобиографии:

Родился 25 декабря 1954 в Новосибирске. С 7-ми лет самостоятельно увлёкся энтомологией, в первую очередь бабочками. Улица М. Горького, где я жил, в 60-х годах была "деревенской", с лужайками и цветниками вокруг домов. Недалеко, в самом центре города, располагался обширный пустырь, где водилась масса насекомых. Почти всё лето я проводил на даче в ближайшем пригороде ("Золотая Горка"), где природа в то время сохранялась во вполне первозданном состоянии.

Моя мать была хорошо знакома с известным новосибирским краеведом, географом и геологом Семёном Ароновичем Стромом. Он посоветовал ей обратиться к пожалуй единственному тогда в городе крупному коллекционеру-любителю Анатолию Евгеньевичу Штанделю, который в 1964 г. стал моим первым учителем в области лепидоптерологии. В 1966 г. я побывал в Крыму, где поймал много "экзотических" по тогдашнему моему ощущению бабочек. Постепенно чистое коллекционирование стало мне приедаться - мне хотелось заниматься лепидоптерологией как наукой. Собирать коллекцию ради коллекции мне никогда не хотелось, и до сих пор дома у меня хранятся лишь памятные или нужные для работы экземпляры.

От А.Е. Штанделя я знал, что в Новосибирске, в Биологическом институте СО АН работает его ученик Юрий Петрович Коршунов, однако их отношения в то время были чрезвычайно натянутыми, и моё знакомство с последним несомненно оскорбило бы Штанделя. Однако интерес к науке превозмог "моральные" сомнения, и весной 1968 г. я сам пришёл в Зоомузей БИНа, представился Юрию Петровичу и тут же включился в настоящую работу. Коллекция расправленных бабочек в Музее была тогда небольшой (большинство материала хранилось на матрасиках), "малоорганизованной". Как раз в 68-м институт приобрёл много стандартных картонных коробок для энтомологических коллекций, мы с лаборантками оклеивали их пенопластом и бумагой. После этого я приступил к массовому расправлению бабочек, одновременно расписывая весь доступный материал на карточки (эта картотека позднее пополнялась сотрудниками музея до середины 90-х).

Летом 1968 г., основательно снаряжённый для профессионального коллекционирования, я поехал с матерью к знакомым в д. Хабаровку Онгудайского р-на Горного Алтая, где собрал много бабочек, в основном булавоусых. В частности, впервые обнаружил на Алтае значительную популяцию Polyommatus damone. В Августе собирал бабочек на северном побережье Иссык-Куля и в предгорьях Кунгей-Алатау. В 1969 ездил в экспедицию под рук. Ю.П. Коршунова в Хакасию (база в с. Бирикчуль Аскизского р-на), в 1970 г. под руководством Б.Н. Юдина в Туву (Шуурмак и Эрзин), где поймал 2 новых таксона сатирид рода Oeneis (описанных Ю.П. Коршуновым как Oeneis judini и O. shurmaki).

Одновременно с лепидоптерологией с детства я увлекался лингвистикой, причём также в основном с научной точки зрения (меня интересовала история и систематика языков - впрочем, именно систематика и филогенез были и остаются моими основными научными интересами и в лепидоптерологии). К окончанию школы я знал 4 иностранных языка (немецкий, английский, французский и испанский) и сдал их в течение выпускных экзаменов на "отлично". Передо мною стоял выбор - поступать в Томский университет на биофак или в МГУ на филфак (на биофаке в Москве я бы вряд ли выдержал конкурс). В конце концов желание поехать в Москву пересилило, в 1972 г. я успешно сдал экзамены и поступил на классическое отделение филфака МГУ.

В течение 70-х я дважды ездил в составе лингвистических экспедиций в Дагестан, Сев. Азербайджан и Чечню, ловил там бабочек, все сборы отсылал в Сибирский зоомузей. По окончании университета в 1979 г. по распределению попал в д. Дубровки Селижаровского р-на Тверской (б. Калининской) обл., где преподавал в школе немецкий и труд. В течение 1980-85 гг. собрал там большую коллекцию чешуекрылых, ныне находящуюся в Сибирском зоомузее.

В 1985 г. поступил в очную аспирантуру Института славяноведения и балканистики АН СССР (ныне Институт славяноведения РАН, Москва), досрочно закончил её, защитив кандидатскую диссертацию в 1986 г. и с тех пор являюсь сотрудником этого института. В 1992 г. по совокупности работ защитил докторскую диссертацию, сейчас возглавляю Группу славянского глоттогенеза.

С 1987 г. поныне являюсь руководителем регулярных диалектологических экспедиций в восточнославянские говоры. Почти каждое лето бывал в Украинских Карпатах, где при каждой возможности собирал чешуекрылых. В августе 1989 г. ловил на хр. Витоша и Рила в Западной Болгарии. Все материалы регулярно передавались в Сибирский зоомузей. В южных отрогах Горган (восточная часть Укр. Карпат) моим сыном Антоном Николаевым, который увлекся сбором и изучением бабочек в 1988 г., была поймана большая серия сатирид рода Erebia, значительно отличавшихся от обычных для той местности E. euryale. Этот материал позволил мне описать новый таксон Erebia polonina, оказавшийся близкородственным альпийскому E. adyte. В 1995 г. мною была написана статья, по ряду причин пролежавшая "в столе" до 2002 г.

В 2000 г. после 13-летнего отсутствия посетил Новосибирск. С Ю.П. Коршуновым всё это время мы регулярно общались по почте и по телефону, но из-за собственной занятости и из-за того, что жившая в Новосибирске мать ежегодно приезжала нянчиться с внуками в Москву, долгое время в родной город мне попасть не удавалось. В 2000 г. мать заболела и вскоре скончалась. Я стал чаще приезжать в Новосибирск - сначала по личным причинам, а потом и по научным, т. к. коллекция в Сибирском зоомузее количественно и, главное, качественно значительно выросла, я вновь (как 30 лет тому назад) увлёкся сибирскими сатиридами родов Erebia и Oeneis. В июне-июле 2001 г. совместно с В.В. Ивониным ездил в Туву, в окр. с. Шуурмак.

Одновременно я помогал Ю.П. Коршунову в подготовке печатаемой сейчас монографии-определителя "Булавоусые чешуекрылые Северной Азии" и в оформлении его сайта в интернете, который "унаследовал" после смерти учителя в 2002 г. Во время подготовки рукописи Определителя занимался разбором новых материалов по Erebia и особенно Oeneis, предложил частичную ревизию северноазиатских таксонов этих родов, что нашло отражение в тексте монографии Ю.П. Коршунова. Одновременно совместно с ним были написаны статьи, посвященные северноазиатским Oeneis и Erebia (в последнюю статью включено мое "старое" описание E. polonina), которые выйдут в ближайших выпусках "Русского энтомологического журнала".

С.Л.Николаев: e-mail: snikolae@rinet.ru

© Николаев С.Л.

 

Главная | Книги | Рекорды | Классификация | Истории | Контакты